Вирус это одушевленное или неодушевленное

Содержание
  1. Покойник – одушевленный, а народ – нет?
  2. Попробуем провернуть ту же операцию с некоторыми другими словами
  3. Нужно просто посмотреть на множественное число.
  4. А что делать с несклоняемыми существительными?
  5. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
  6. Советуем посмотреть:
  7. Правило встречается в следующих упражнениях:
  8. Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение
  9. Одушевленные и неодушевленные существительные
  10. Имена собственные и нарицательные
  11. Род имен существительных
  12. Единственное и множественное число имен существительных
  13. Согласовательные классы существительных
  14. Группы имен существительных
  15. Склонение имен существительных
  16. Морфологический разбор – морфологические признаки существительных
  17. Морфологический разбор имени существительного. Пример
  18. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
  19. Одушевленные и неодушевленные предметы
  20. Категория одушевленности и неодушевленности существительных
  21. Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило
  22. Одушевленное или неодушевленное – примеры
  23. учитель,друг, отец, летчик, невежда.лягушка,задира,прозвище, дети.подберите к каждому имени существительному синоним.Запишите ряд слов , где все имена существительные-одушевленные
  24. Page 3
  25. Page 4
  26. Page 5
  27. Page 6
  28. Page 7
  29. Page 8
  30. Page 9
  31. Page 10
  32. Page 11
  33. Page 12
  34. Page 13
  35. Page 14
  36. Page 15
  37. Page 16
  38. Page 17
  39. Page 18
  40. Page 19
  41. 1
  42. 2
  43. 3
  44. 4
  45. 5
  46. 6
  47. Одушевленные существительные
  48. Примеры
  49. Грамматический показатель одушевленности
  50. Неодушевленные существительные
  51. Таблица с примерами
  52. урок

Покойник – одушевленный, а народ – нет?

Вирус это одушевленное или неодушевленное

Обожаю языковые парадоксы. Такие, знаете, чтобы грамматика затыкала за пояс здравый смысл.

Один из таких курьезов – категория одушевленности/неодушевленности у некоторых слов: например, покойник – одушевленное существительное, а народ – нет.

Казалось бы, чего проще: собака живая – значит, одушевленное существительное, а стол неживой – значит, неодушевленный. И с другими словами точно так же.
Так, да не совсем.

Одушевленность/неодушевленность – категория не смысловая, а грамматическая.

Выражается она… Сейчас сначала скажу сложно, только вы не пугайтесь – я ниже всё объясню.

Итак, выражается она в совпадении формы винительного падежа с формой именительного падежа (у неодушевленных) или родительного падежа (у одушевленных).

А теперь объясню проще.

Вспомним вопросы упомянутых падежей.
– Именительный: кто? что? («есть кто-то, есть что-то»)
– Родительный: кого? чего? («нет кого-то, нет чего-то»)
– Винительный: КОГО? ЧТО? («вижу КОГО-ТО, вижу ЧТО-ТО»)

Вопросы винительного падежа не похожи друг на друга, зато совпадают с вопросами других падежей: вопрос «кого?» – как в родительном, а «что?» – как в именительном. «Кого?» – вопрос к одушевленным существительным, «что?» – к неодушевленным. Логично, правда?

Точно так же будут совпадать не только вопросы, но и формы слов в винительном падеже – то с формами родительного (если существительное одушевленное), то с формами именительного (если неодушевленное).

Схематично это можно изобразить так:В.п. = Р.п. → одушевленноеВ.п. = И.п. → неодушевленное

Теперь вернемся к покойнику и народу.

Ставим слова в винительный падеж и сравниваем с другими падежами:

– Вижу (кого?) покойника. Форма слова такая же, как в родительном падеже («нет покойника») → одушевленноеНо:- Вижу (что?) народ. Форма, как в именительном падеже («есть народ») → неодушевленное

А если бы мы говорили «вижу народа» и «вижу покойник», все было бы наоборот и соответствовало бы нашим бытовым представлениям. Но язык распорядился иначе))

Попробуем провернуть ту же операцию с некоторыми другими словами

Возьмем, например, труп и мертвеца…
Собственно, по этой фразе уже все понятно)) Потому что глагол «взять» управляет как раз винительным падежом.

Но давайте для надежности всё же соединим эти слова с глаголом «вижу», чтобы стало понятнее:

– Вижу (кого?) мертвеца (как «нет мертвеца», Р.п.) → одушевленное- Вижу (что?) труп (как «есть труп», И.п.) → неодушевленное

Так-то. Возможно, эта странность связана с тем, что покойники и мертвецы – герои сказок и страшилок, поэтому и воспринимаются они как не вполне мертвые) А труп – он и есть труп. Просто тело.

И еще один нюанс…

Определять одушевленность/неодушевленность по формам единственного числа можно только у существительных мужского рода с нулевым окончанием. Собственно, уже рассмотренные «покойник», «мертвец», «труп» и «народ» такие и есть))

Но у других существительных (женского и среднего рода, с другим окончанием) в единственном числе совпадения падежей не будет!

Например, есть толпа (И.п.) – нет толпы (Р.п.) – вижу толпу (В.п.). Как видите, винительный падеж не совпал ни с каким другим.

Но выход есть!

Нужно просто посмотреть на множественное число.

Так и сделаем: может, толпе повезло больше, чем народу?

– Вижу тóлпы = есть тóлпы (И.п.) → неодушевленное

Нет, не повезло.

Забавно, но слово «душа» тоже неодушевленное!
Смотрите:- Вижу души (как «есть души», И.п.) → неодушевленноеЗато робот – наоборот))- Вижу робота (как «нет робота», Р.п.

) → одушевленное

У некоторых слов вообще наблюдается колебание признака одушевленности/неодушевленности. Например, у слов «вирус» или «кукла».«Вижу вирус» или «вижу вируса»? А черт его знает.

Я бы сказала, что вижу вирус, но и второй вариант вполне употребителен. Коварные создания эти вирусы – ну, вы понимаете.

Или вот куклы. Вроде бы обычно говорят «вижу кукол»… Но «играю в куклы» – а в этом словосочетании, между прочим, тоже винительный падеж.

А что делать с несклоняемыми существительными?

Выход тоже есть: посмотреть на согласованные с ними слова. Например, на зависимые прилагательные.

«Вижу жуткий зомби» или «жуткого зомби»? Конечно, жуткого! Форма прилагательного совпадает с родительным падежом – значит, и зомби одушевленный.

Вся эта история с одушевленностью/неодушевленностью – ещё одно доказательство того, что грамматика – во многом условность. Она может напрямую не соотноситься с реальностью. Да, у большинства существительных одушевленность/неодушевленность совпадает с представлением о живом/неживом. Но есть нюансы))

А теперь пофантазируем. Представьте, что сформировалось целое идеологическое движение, сторонники которого утверждают, что нужно срочно придать словам «народ» и «толпа» одушевленность.

Тогда-де власть наконец-то увидит в нас живых людей, и мы сразу придем к правовому государству, и будет у нас настоящая демократия, и мы увидим небо в алмазах.

Как думаете, сработает такая идея? Можно ли воспринимать ее всерьез?

И на что я намекаю (а я кое на что намекаю)?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/istoki_slova/pokoinik-odushevlennyi-a-narod-net-5eb31badedf71008373a6e57

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Вирус это одушевленное или неодушевленное

Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные существительные называют предметы живой природы и отвечают на вопрос кто?

Например: бабушка, внук, собака, котенок, ворона, муха, лещ, бабочка.

У одушевленных имен существительных во множественном числе совпадают формы родительного и винительного падежей.

Пример:

нет собак (Р. п.) – вижу собак (В. п.);

нет детей (Р. п.) – вижу детей (В. п.)

К одушевленным существительным помимо предметов живой природы также относятся следующие группы слов:

  • Некоторые названия игрушек – матрешка, кукла
  • Названия мертвых людей (кроме слов «труп» и «тело») – покойник, мертвец
  • Названия некоторых фигур и составляющих игр – туз, ферзь

Все эти существительные, хоть и не являются в прямом смысле живыми, но обладают грамматическими свойствами одушевленных имен существительных, т.е. одинаковы во множественном числе родительного и винительного падежей:

нет кукол (Р. п.) – вижу кукол (В. п.);

нет покойников (Р. п.) – вижу покойников (В. п.)

Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?

Например: дерево, улыбка, звезда, камень, холодильник, шалаш, машина.

У неодушевленных существительных во множественном числе совпадают формы именительного и винительного падежей:

деревья (И. п.) – вижу деревья (В. п.); звезды (И. п.) – вижу звезды (В. п.)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 12, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 70, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 73, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 74, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 1, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 2, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 111, Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 69, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 222, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 55, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 57, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 60, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 74, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 77, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 16, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 34, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 249, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 127, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 222, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 225, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 174, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 180, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 46, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 47, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 81, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 102, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 471, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 486, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 717, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 718, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 242, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/5

Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение

Вирус это одушевленное или неодушевленное

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

  • Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
  • Части предметов: экран, дно, рукоятка.
  • Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
  • Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
  • Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
  • Вещества: вода, песок, кислота, мука.
  • Явления природы: снег, дождь, радуга.
  • Признаки: глубина, чернота.
  • Действия: сражение, бег, плавание.
  • Факты и события: представление, пожар, отпуск.
  • Состояния и чувства: сон, страх, радость.
  • Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
  • Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленность или неодушевленность – постоянный грамматический признак существительного,

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Имена собственные и нарицательные

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Имена собственные – это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией – это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

Род имен существительных

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род – постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род – моя сестра, мужской род – мой брат.

Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

Единственное и множественное число имен существительных

Число – непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня – песни, конь – кони, слово – слова, имя – имена.

Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

Согласовательные классы существительных

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

  1. Мужского рода одушевленные: зверь

  2. Мужского рода неодушевленные: трактор

  3. Женского рода одушевленные: мама

  4. Женского рода неодушевленные: буква

  5. Среднего рода одушевленные: животное

  6. Среднего рода неодушевленные: окно

  7. Только множественное число, парный род: ножницы

Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое – неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

Склонение имен существительных

Склонение – это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных – типы склонения. Типа склонения – постоянных признак имен существительных. Падеж – непостоянный признак.

I склонение – существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

III склонение – существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя – имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя – а также слова путь и дитя.

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

Не склоняются некоторые заимствованные слова – кафе, колибри, торнадо.

Морфологический разбор – морфологические признаки существительных

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

  • Собственное или нарицательное
  • Одушевленное или неодушевленное
  • Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
  • Род
  • Склонение

II. Непостоянные признаки

Морфологический разбор имени существительного. Пример

Книга – лучший подарок.

Устный разбор
Книга – существительное, обозначает предмет: (что?) книга, начальная форма – книга.
Постоянные мопфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-го склонения.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
Синтаксическая роль в предложении: является подлежащим.

Письменный разбор
(Что?) книга
н.ф. – книга
Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.

(что?) книга – подлежащее

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное – признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие – признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Источник: https://www.anews.com/p/109726231-imya-sushhestvitelnoe-v-russkom-yazyke-klassy-rod-chislo-padezhi-i-sklonenie/

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Вирус это одушевленное или неодушевленное

Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами)….

Одушевленные и неодушевленные предметы

Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.

Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.

Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.

Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.

Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».

Категория одушевленности и неодушевленности существительных

В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:

  • Например, слова «мертвец» или «покойник» принадлежат к одушевл., так как подразумевается, что в прошлом им были присущи признаки жизни.
  • Еще один случай, когда человек что-либо одушевляет, представляет реальным, существующим в жизни. Например: леший, бог, робот.
  • Также возможен случай, когда подразумевается подобие имеющего жизнь. Например, король в шахматах. С одной стороны – это фигура из дерева, но в игре ему присущи признаки реального персонажа.
  • Последний случай – общность, совокупность чего-либо живущего. Например: народ, толпа, прайд и т.д.

Перечислим все категории:

  • одушевленные,
  • неодушевл., но в прошлом с признаками жизни,
  • неодушевл., но подразумевается как живое,
  • неодушевл., но является подобием существующего в жизни,
  • скопление, совокупность живущего,
  • неодушевленные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило

Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.

Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:

  • у одушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова с родительным падежом множественного числа (в.п. бабочек, котят, ребят, р.п. бабочек, котят, ребят).
  • у неодушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова не с родительным, а с именительным падежом множественного числа (в.п. острова, моря, дома и.п. острова, моря, дома). Если запомнить это правило, то ошибок в склонении слов не будет.

К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).

Обратите внимание! Неодушевленные предметы – объекты неживой природы, которым не присущи признаки жизни.

Особую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.

Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).

Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.

Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.

! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных

Одушевленное или неодушевленное – примеры

Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.

Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.

А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.

А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.

Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.

Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.

Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.

Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».

Перечислим категории одушевленности:

  • одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов),
  • неодушевленные.

Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.

! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке

Виды имен существительных, изучаем русский язык

Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/chto-takoe-imena-sushhestvitelnyie-odushevlennyie-i-neodushevlennyie-pravilo-i-primeryi

учитель,друг, отец, летчик, невежда.лягушка,задира,прозвище, дети.подберите к каждому имени существительному синоним.Запишите ряд слов , где все имена существительные-одушевленные

Вирус это одушевленное или неодушевленное

учитель,друг, отец, летчик, невежда.лягушка,задира,прозвище, дети.

подберите к каждому имени существительному синоним.Запишите ряд слов , где все имена существительные-одушевленные.

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 3

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 4

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 5

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 6

Заполнение таблицы, ниже на фото. Слова в таблицу:циркуль,циферблата,куриц?н,в панц?рь, ц?нгой, цитрус, цирюльник, аукцион, бледнолицый, Синицын, дикция.лексич. Разбор слов:цирюльник, аукцион, дикция

Page 7

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 8

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 9

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 10

Что обозначает выделенное слово?

Тем временем Алиса оказалась в чистенькой комнатке, где у окна стоял ТРЕЛЬЯЖ. (Л. Керролл)

Выберите вариант ответа:

Диван с тремя большими мягкими подушками Комод с тремя ящиками Круглый столик на трёх ножках Трёхстворчатый книжный шка Трёхстворчатое зеркало

Page 11

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 12

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 13

Что обозначает выделенное слово?Тем временем Алиса оказалась в чистенькой комнатке, где у окна стоял ТРЕЛЬЯЖ. (Л. Керролл)Выберите вариант ответа:
Диван с тремя большими мягкими подушкамиКомод с тремя ящикамиКруглый столик на трёх ножкахТрёхстворчатый книжный шкафчик

Трёхстворчатое зеркало

Page 14

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 15

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Page 16

гладкая поверхность, высокий берег, узкий проход, скупой человек, доброе слово, жесткая подушка, легкомысленный поступок, редкие заросли….. подобрать антонимы. Высокий берег, жесткая подушка……..разобрать как часть речи.

Page 17

В каждой группе слов вычеркни такое, которое отличается от других грамматическими свойствами. Объясни свой выбор.молоко, пшено, окно, маслоябеда, модница, неряха. соня

шимпанзе, поле, пюре, кашне

Page 18

Напиши небольшой текст-описание цветка (какого-реши сам). Используй прилагательные:лепестки (узкие,широкие,короткие,длинные,маленькие,большие,круглые,  яркие,белые,нежные,лиловые,розовые,лимонные,красные и т.д.), стебли (длинные,высокие,тонкие и т.д.

),запах (тонкий,приятный,нежный,удивительный и т.д.). Начать описание можно так:
1. На моём столе в вазе стоят цветы. Это…
2. Однажды летом в саду я увидел цветок (цветы)…
3. На лугу недалеко от нашего дома растут цветы…

Можешь придумать своё начало.

Page 19

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

0

указать вопросы к выделенным словамСолнце еще облаков не задело,Трава на лугу еще росы ПИЛА,А плотник проснулся и взялся за дело.Слышится, как зазвенела ПИЛА.

Помогите пожалуйста 

1

Просклоняй словосочетание.Выдели окончания.милый друг,синяя краска,тонкое кружево,опасные приключение

Помогите плиз!!!!!!!

2

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

3

Какое утверждение ошибочно?  СРОЧНО,ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕПриглядись: в лесу у пня Суета и беготня. Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья.В этом тексте есть Выберите вариант ответа: 
1)1 существительное в пред.п., 1 в род.п, 1 в вин.п. и 3 в им.

падеже
.2)1 местоимение.
3)
1 глагол в неопр.ф; 1 в форме наст.вр., 2 лица, ед.ч.; 1 в форме наст.вр., 3 л., мн.ч.; 1 в форме наст.вр., 3 л., ед.ч.
4)1 частица, 1 союз, 2 предлога.
5)1 наречие.

4

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

5

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

6

Слива при сушке теряет 0, 7 своей массы сколько килограммов сливы надо собрать чтобы получился 4,8 сушеной сливы номер:1166

Источник: https://znanija.site/russkii-yazyk/4985520.html

Одушевленные существительные

Одушевленные суще­стви­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют людей и пред­ме­ты и отве­ча­ют на вопрос кто?

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных. Одушевленность суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по лек­си­че­ско­му зна­че­нию сло­ва.

Примеры

В первую оче­редь оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют чело­ве­ка:

  • мама
  • отец
  • бабуш­ка
  • тётя
  • ребё­нок
  • малыш
  • бога­тырь
  • началь­ник
  • худож­ник

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отне­сем назва­ния пред­ста­ви­те­лей живой при­ро­ды:

  • живот­ных (заяц, бел­ка, лев, тигр, кит, дель­фин);
  • птиц (гал­ка, воро­бей, сини­ца, соро­ка);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насе­ко­мых (бабоч­ка, комар, пче­ла, муха).

Отметим, что назва­ния рас­те­ний и дере­вьев, кото­рые рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, ста­ре­ют и при­над­ле­жат с точ­ки зре­ния бота­ни­ки к живой при­ро­де, не явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми в рус­ском язы­ке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность суще­стви­тель­но­го, кро­ме лек­си­че­ско­го зна­че­ния сло­ва, долж­на соот­вет­ство­вать грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, кото­рые опре­де­ля­ют по фор­му­ле:

Форма вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла = фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • р. п. кры­лья (кого?) бабо­чек   — в. п. пой­маю (кого?) бабо­чек  ;
  • р. п. листья (чего?) сосен   — в. п. вижу (что?) сосны.

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода сов­па­да­ют фор­мы вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • р. п. писк (кого?) комара — в. п. при­хлоп­ну (кого?) комара;
  • р. п. мно­го (кого?) комаров — в. п. видим (кого?) комаров.

Пользуясь эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, отне­сем к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным пред­ме­ты нежи­вой при­ро­ды:

  • назва­ния игру­шек и пред­ме­тов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, Ванька-встанька, мат­реш­ка, идол, робот);
  • ска­зоч­ные и мифи­че­ские суще­ства (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русал­ка, водя­ной);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник», исклю­чая сло­во «труп».

Как видим, наши пред­став­ле­ния о живом и нежи­вом не сов­па­да­ют с лексико-грамматической кате­го­ри­ей оду­шев­лен­но­сти в рус­ском язы­ке.

Неодушевленные существительные

Неодушевленные суще­стви­тель­ные — это сло­ва, кото­рые назы­ва­ют нечто нежи­вое и отве­ча­ют на вопрос что?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют

  • пред­ме­ты реаль­но­го мира (табу­рет­ка, дом, кар­ти­на, вок­зал);
  • явле­ния при­ро­ды (дождь, раду­га, сне­го­пад, туман, роса);
  • дей­ствия (полёт, выход, обмен, побел­ка);
  • отвле­чен­ные поня­тия (радость, согла­сие, нена­висть, мир);
  • рас­те­ния (ромаш­ка, роза, тополь, ковыль);
  • сово­куп­ность живых существ (народ, тол­па, табун, стая).

Чтобы опре­де­лить, неоду­шев­лен­ное ли имя суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком:

Форма име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла = фор­ме вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

В соот­вет­ствии с этим пока­за­те­лем назва­ния живых существ как еди­ное целое явля­ют­ся неоду­шев­лен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стаи — в. п. видим (что?) стаи;
  • и. п. (что?) табуны  — в. п. смот­рю (на что?) на табуны

Таблица с примерами

 ОдушевлённыеНеодушевлённые
Вопроскто?что?
ЗначениеОбозначают назва­ния пред­ме­тов
живой при­ро­дынежи­вой при­ро­ды
ФормулаВ.п. = Р.п (во мн. чис­ле)В.п. = И.п. (во мн. чис­ле)
ПримерыИ.п уче­ни­ки
Р.п. уче­ни­ков
В.п. уче­ни­ков
И.п. сто­лы
Р.п. сто­лов
В.п. сто­лы

урок

Средняя оценка: 4.4. Проало: 7.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/odushevlennye-neodushevlennye.html

Советы доктора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: